Вопрос:
На основании приказа Приказ Минтранса Р Ф от 30.04.2021 № 145, п. 7.1, при приеме на работу водителей вне зависимости от уровня их квалификации и стажа работы с ними должен проводиться инструктаж (далее — вводный инструктаж).
Какие требования к лицу, проводившему вводный инструктаж, должен ли он быть аттестован в качестве специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения?
Ответ:
Все виды инструктажей по безопасности дорожного движения проводит ответственный за БДД.
Если в организации нет ответственного за БДД, то ответственность за инструктажи по БДД поручают другому работнику, например, непосредственному руководителю водителей или специалисту по охране труда. Чтобы назначить ответственного за инструктажи по БДД, оформите специальный приказ.
Аттестация ответственного за БДД проходит в региональной аттестационной комиссии. Комиссию формирует Минтранс из представителей территориальных отделений Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс». Порядок аттестации ответственного предусмотрен приказом Минтранса от 31.07.2020 № 283.
Служба поддержки пользователей систем «Кодекс"/"Техэксперт»
Вопрос:
Необходимо ли проходить аттестацию в УГАДН, инженерам по БДД в транспортном предприятии?
Ответ:
В соответствии с п. 1 профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», утв. приказом Минтранса Р Ф от 31 июля 2020 года N 282, профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее — Требования), устанавливают необходимые знания, умения, профессиональное образование, стаж (опыт) работы по специальности работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (далее — работники).
Требования распространяются в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, самостоятельно.
Согласно п. 15.3. выше рассматриваемого документа, к квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
— образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» и прохождение аттестации на право занимать соответствующую должность, в случае если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации;
Порядок прохождения аттестации специалиста, ответственного за БДД, установлен приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 года N 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью».
Служба поддержки пользователей систем «Кодекс"/"Техэксперт»
Эксперт Кузнецов Дмитрий Анатольевич
Вопрос:
По каким программам обучить ответственного за выпуск автотранспорта на линию и ответственного за проведение инструктажей для водителей? Должны ли проходить аттестацию в Госавтотрансе (если предприятие перевозит только сотрудников предприятия и грузы только своего предприятия)?
Ответ:
Обучение и аттестация лиц, ответственных за выпуск автотранспорта на линию и за проведение инструктажей с водителями, регулируются требованиями законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения (БДД), в частности, положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и приказов Министерства транспорта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ, работодатели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, в том числе для перевозки сотрудников или грузов собственной организации, обязаны назначить должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения. Данное требование распространяется на организации, использующие автобусы, грузовые автомобили и иные транспортные средства, независимо от того, являются ли перевозки пассажиров или грузов уставной деятельностью или осуществляются для внутренних нужд предприятия. Следовательно, поскольку предприятие эксплуатирует транспортные средства для перевозки сотрудников и собственных грузов, оно обязано назначить ответственного за БДД.
Ответственный за выпуск транспортных средств на линию и ответственный за проведение инструктажей с водителями, как правило, входят в состав назначенного лица, ответственного за обеспечение БДД, либо могут быть выделены в качестве отдельных должностей, если это предусмотрено организационной структурой и распределением обязанностей. В любом случае, данные специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным приказом Минтранса России от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении Требований к квалификации специалистов организаций, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
В соответствии с пунктом 15.3 указанного приказа, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения может быть назначен работник, имеющий высшее образование по направлению подготовки, входящему в группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Альтернативно, в соответствии с пунктом 15.4 приказа № 282, таким лицом может быть работник с любым иным уровнем высшего образования, прошедший профессиональную переподготовку по программе, соответствующей квалификации «Специалист по обеспечению безопасности дорожного движения». При этом наличие стажа работы не требуется, если образование соответствует указанной группе направлений. Для лиц со средним профессиональным образованием установлена обязательная продолжительность стажа — не менее трех лет в сфере эксплуатации автотранспорта.
Что касается аттестации, то в соответствии с порядком, установленным приказом Минтранса России от 31.07.2020 № 283 «Об утверждении Порядка проведения аттестации специалистов организаций, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», все назначенные лица, ответственные за обеспечение БДД, включая тех, кто осуществляет выпуск транспортных средств на линию и проводит инструктажи водителей, обязаны пройти аттестацию в комиссии по аттестации, формируемой Министерством транспорта совместно с территориальными органами Ространснадзора и ФБУ «Росавтотранс». Аттестация подтверждает знание специалистом правил дорожного движения, нормативных документов по технической эксплуатации транспортных средств, требованиям к медицинскому осмотру водителей, организации инструктажей, предрейсовому контролю и другим вопросам, связанным с безопасностью перевозок.
Аттестация является обязательной и проводится вне зависимости от характера перевозок — будь то коммерческие перевозки пассажиров или грузов, либо внутренние перевозки сотрудников и собственных грузов предприятия. Информация о прохождении аттестации заносится в единый реестр, размещённый на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс», и доступна для проверки контролирующими органами.
Служба поддержки пользователей систем «Кодекс"/"Техэксперт»
Эксперт Оленников Иван Олегович